Измерительный блок стенда топливной аппаратуры
. Практически в любом сельскохозяйственном предприятии , имеющем технику с дизельными двигателями используется стенд для ремонта и регулировки топливной аппаратуры .Ранее применявшиеся механические стенды позволяли измерить основные параметры топливных насосов с большой погрешностью , что приводило в конечном итоге к неправильной работе топливной аппаратуры и значительным расходам на топливо , вылетающее в трубу при подобной регулировке . Стенды с электронным блоком , поставляемые взамен механических ушли от них недалеко вперед . Принципы измерения углов , заложенные в них , позволяют полноценно работать стенду не более полугода , после чего выходит из строя оптическая система
. Оптический диск восстановлению не подлежит . Обычно после этого электронный блок отключают и продолжают регулировку без него .Прибор , описываемый ниже , предназначен для работы совместно со стендом испытания топливной аппаратуры дизельных двигателей и полностью заменяет штатный электронный блок стенда . Он свободен от упомянутых выше недостатков .
Позволяет измерить и отобразить :
а также задать и отсчитать нужное количество циклов впрыска топлива ( при этом происходит управление электромагнитом отсечки топлива , расположенным на стенде .
Немаловажным является и экономическая сторона вопроса . На замене одного такого блока можно неплохо заработать .
Для измерения параметров используется позиционно-временной метод , позволяющий отказаться от применения оптического диска для измерения значений углов и увеличить на 2 порядка точность измерений . Оптический диск , устанавливаемый взамен старого , представляет собой непрозрачный сектор 180 градусов , не имеющий дополнительных меток и рисок .Для изготовления диска нужно взять листовой материал , например оцинкованную жесть , наложить на него старый оптический диск (пленку) , обвести острым предметом (причем нужно скопировать и крепежные отверстия . Затем отметить половину диска по линии 0-180 градусов . При помощи крепежных отверстий диск займет на валу станка правильное положение .
Прибор выполнен на базе однокристальной микро-ЭВМ АТ89с2051 . Отображение информации производится на 9-ти разрядном светодиодном индикаторе ИБ-9 или любом другом , подходящем по размерам и проводимости . Значительное уменьшение количества элементов позволяет существенно увеличить общую надежность системы . Оптическая система в данном случае работает на частоте примерно в 700 раз меньшей от исходной , что позволяет работать при значительном загрязнении датчиков , и кроме того применить тактовую частоту микроконтроллера в 6 раз меньше максимальной (4 мГц) , что дополнительно повышает надежность работы
. Для повышения точности результатов измерения производится дополнительная статистическая обработка по методу Стьюдента .Схема приведена на рис.1 , сборочный чертеж печатной платы на рис
.2 .
Переключатель "угол\обороты" подключается между корпусом и входом "MODE" . Кнопки "пуск/стоп" и "установка" подключается между корпусом и входами соответственно "S\S" и "CKL" . Датчик оптопары требует доработки . В корпусе датчика нужно установить такой же усилитель , как в основной схеме на D4.1 D4.2 . Выход доработанного датчика подключается на вход "DAT" схемы . Датчик впрыска подключается на входы "Y1","Y2" схемы . Оптическая развязка датчика впрыска выполняется на оптопаре V6 - АОД101А . Реле К1 своими нормально разомкнутыми контактами подключается к реле , расположенному в стенде , включающему электромагнит отсечки топлива . Реле должно иметь достаточно мощные контакты .
Документацию в формате PCAD вместе с программами для просмотра и распечатки
можно скачать здесь.
Описание органов управления .
На задней панели расположен выключатель питания .
Внешний вид передней панели прибора .
На передней панели расположены :
Переключатель "Угол/Обороты" служит для управления режимами работы прибора . В положении "Угол" на индикаторах отображаются длительность и угол впрыска , в положении "Обороты" - обороты вала насоса и количество циклов впрыска .
Кнопка "Уст." в режиме отображения оборотов включает режим предустановки количества циклов впрыска . При этом мигают цифры количества циклов . Повторное нажатие кнопки "Уст." выключает режим установки . Мигание цифр прекращается . Изменение количества циклов производится нажатием кнопки "Пуск/стоп" . Если переключатель "Угол/Обороты" находится в положении "Угол" происходит увеличение количества циклов , если переключатель "Угол/Обороты" находится в положении "Обороты" , то происходит уменьшение количества циклов .В режиме отображения углов кнопка "Уст." включает и выключает режим
реверса .В этом режиме к показаниям угла впрыска прибавляется 180 градусов . Этот режим используется в случае неправильного совмещения шлицевых соединений топливного насоса и стенда , а также в случае обратного вращения вала насоса . Этот режим индицируется миганием светодиода .
Кнопка "Стоп/Пуск" в режиме отображения оборотов запускает / останавливает обратный отсчет количества циклов . После запуска обратного отсчета включается светодиод прибора и электромагнит отсечки топлива , расположенный на стенде .Для тестовой проверки датчиков стенда используется режим тестирования .
Тест датчика ВМТ запускается следующим образом :
Выключается питание прибора выключателем на задней панели . Нажимается кнопка "Пуск/стоп" . Включается питание прибора , при этом кнопка "Пуск/Стоп" удерживается нажатой . Кнопка пуск отпускается через 5 секунд после включения прибора .
После этого светодиод будет отображать состояние датчика ВМТ . Проворачивая вручную вал стенда нужно убедиться , что половину оборота вала светодиод не светится , а следующую половину светится .
В противном случае оптопара датчика ВМТ загрязнена и требует прочистки .
Тест датчиков впрыска запускается следующим образом :
Выключается питание прибора выключателем на задней панели . Нажимается кнопка "Уст." . Включается питание прибора , при этом кнопка "Уст." удерживается нажатой . Кнопка "Уст." отпускается через 5 секунд после включения прибора . После этого светодиод будет отображать состояние датчика впрыска . Нормальному замкнутому состоянию датчика соответствует свечение светодиода . Поочередно включая датчики впрыска переключателями стенда , нужно убедиться в наличии свечения светодиода . Отсутствие свечения при включенном переключателе датчика свидетельствует об обрыве в цепи датчика впрыска .
Для выхода из режима тестирования датчиков нужно выключить питание прибора , затем снова включить .
Работа с прибором
Установить топливный насос на измерительный стенд . Включить прибор выключателем питания на задней панели .
Измерение скорости вращения вала топливного насоса
.Включить привод вращения вала топливного насоса кнопкой на стенде . Переключатель "Угол/Обороты" прибора переключить в положение "Обороты" . Частота вращения отображается на индикаторе . Число 110 соответствует 1100 об/мин , число 55 - 550 об/мин (единицы оборотов не отображаются
).Измерение количества впрыскнутого топлива
.Включить привод вращения вала топливного насоса кнопкой на стенде . Переключатель "Угол/Обороты" переключить в положение "Обороты" . Нажать кратковременно кнопку "Уст." . Должны замигать цифры количества циклов . Нажимая кнопку "Пуск/Стоп" установить количество циклов впрыска согласно таблицы для ипытываемого насоса . Направление изменения , при необходимости произвести переключателем "Угол/обороты" . Выключить режим установки кратковременным нажатием кнопки "Уст." .
Установить регулятором оборотов стенда скорость вращения согласно таблицы для испытываемого насоса .
Включить на некоторое время дополнительный насос стенда , чтобы заполнить топливопроводы . Освободить измерительные кюветы от топлива . На испытываемом насосе включить подачу топлива .
Нажать кратковременно кнопку "Пуск/Стоп" . Включается электромагнит отсечки топлива стенда и светодиод прибора . После окончания обратного отсчета , выключить подачу топлива , остановить вращение вала . Количество топлива в измерительных кюветах сравнить с данными таблицы для испытываемого насоса .
Измерение угла начала впрыска относительно верхней мертвой точки первой секции и длительности открытого состояния форсунки .
Включить привод вращения вала топливного насоса кнопкой на стенде .
Направление вращения вала стенда должно быть по часовой стрелке . Переключатель "Угол/Обороты" переключить в положение "Обороты" . Установить регулятором оборотов стенда скорость вращения согласно таблицы для испытываемого насоса. Переключатель "Угол/Обороты" переключить в положение "Угол" .Включить на некоторое время дополнительный насос стенда , чтобы заполнить топливопроводы .
На испытываемом насосе включить подачу топлива . Включить переключатель на датчике первой секции стенда (Остальные датчики должны быть выключены , иначе показания будут неверными ) .Через 5-10 секунд показания установятся , снять показания угла опережения и длительности открытого состояния форсунки . .
Если показания угла находятся в диапазоне 180-270 градусов ,
значит шлицевое соединение насоса и станка провернуто на 180 градусов . Нужно сняв насос передвинуть шлицевое соединение на 180 градусов .Поочередно включая датчики остальных секций , снять показания угла и длительности для всех секций .
Работа с насосами для которых отсутствуют данные о смещении ВМТ
Если неизвестно смещение верхней мертвой точки топливного насоса относительно "верхней мертвой точки" измерительного стенда или переходник между стендом и насосом не имеет маркировки , можно либо измерить это смещение и записав его в таблицу для данного насоса , пользоваться им в дальнейшем , прибавляя к измеренным значениям углов , либо провести измерение и регулировку угла опережения для первой секции отдельно , а остальные секции отрегулировать относительно первой , прибавляя 90,180 и 270 градусов для 3-й , 4-й , 2-й секции соответственно .
Измерение смещения верхней мертвой точки топливного насоса относительно "верхней мертвой точки" измерительного стенда .
Включить привод вращения вала топливного насоса кнопкой на стенде
. Направление вращения вала стенда должно быть по часовой стрелке . Переключатель "Угол/Обороты" переключить в положение "Обороты" . Установить регулятором оборотов стенда скорость вращения согласно таблицы для испытываемого насоса. Переключатель "Угол/Обороты" переключить в положение "Угол" .Включить на некоторое время дополнительный насос стенда , чтобы заполнить топливопроводы . На испытываемом насосе включить подачу топлива . Включить переключатель на датчике первой секции стенда
(Остальные датчики должны быть выключены , иначе показания будут неверными ) .Через 5-10 секунд показания установятся , снять показания угла опережения .
Если показания угла находятся в диапазоне 180-270 градусов , значит шлицевое соединение насоса и станка провернуто на 180 градусов . Нужно сняв насос передвинуть шлицевое соединение на 180 градусов. Показания при этом переместятся в диапазон 0-90 градусов .
Значение угла записывается . К примеру значение угла - 40 градусов .Затем производится измерение угла при вращении вала насоса против часовой стрелки .
Перед измерением нужно включить режим "Реверс" в приборе кнопкой "Уст." (должен замигать светодиод ) . К примеру значение угла получилось 75 градусов .Истинное значение угла опережения впрыска находится как (75+40)/2=57.5 град .
Смещение находится как (57.5-40)=17.5 град.
К значению углов , измеренных при вращении по часовой стрелке нужно прибавлять найденное смещение .
Измеренное значение |
После корреции (+17.5град) | |
1-я секция |
40 |
57.5 |
2-я секция |
310 |
327.5 |
3-я секция |
130 |
147.5 |
4-я секция |
220 |
237.5 |
Подключение прибора к стенду производится при помощи штатного кабеля согласно таблицы .
Если в новый прибор установить ответную часть разъема от старого прибора , то кабель останется без изменения , и можно будет при необходимости подключать старый прибор .
Цепь |
Разъем старого прибора |
Разъемы стенда |
разъем нового прибора |
Датчик оборотов (не используется) |
ХС1:1А |
ХС2:2А |
|
Датчик ВМТ |
ХС1:2А |
ХС2:3А |
3 |
+12.6 в питание датчиков |
ХС1:3А |
ХС2:4А |
4 |
Корпус датчиков |
ХС1:4А |
ХС2:1А |
7 |
+12в ст (реле) |
ХС1:5А |
ХС2:1А |
1 |
Управление реле |
ХС1:6А |
ХС2:2А |
2 |
Корпус датчика впрыска |
ХС1:2В |
ХС2:4А |
5 |
Датчик впрыска |
ХС1:3В |
ХС2:1Б |
8 |
220 в (сеть) |
ХС1:8А |
ХС2:2Б |
9 |
220в (сеть) |
ХС1:8В |
ХС2:3Б |
10 |